Д

Док - Dock
Док - а) искусственный бассейн порта, предназначенный для стоянки судов и производства погрузочно-разгрузочных работ; б) сооружение, предназначенное для осмотра и ремонта судов. Различают плавучие доки и сухие доки. Последние осушаются после ввода в них судна.
Дуб - Oak
Дуб. Относится к твердолиственным породам. Древесина твердая, светло-желтого оттенка с красивой текстурой, особенно в радиальном разрезе (вдоль сердцевинных лучей), плотность при 15%-ной влажности около 744 кг/м3.
Произрастает, главным образом, в Европе, Америке и Азии. Имеет большое применение в мебельной и строительной промышленности, в судостроении, для отделочно-декоративных работ, также используется для производства фанерного (ножевого) шпона и паркета.
Для всех целей - All purposes
Для всех целей. Термин, иногда включаемый в чартер, означающий, что время, на которое фрахтуется судно, включает в себя также и время для погрузки и выгрузки. Этим термином также суммируются все работы, которые фрахтователь должен производить в связи с погрузкой и выгрузкой товара.
Дни диспача - Dispatch days
Дни диспача (см.) - дни, спасенные (выигранные) при погрузке или разгрузке судна за время, предусмотренное чартером для обработки судна. За спасенное время судовладелец уплачивает диспач в размере, указанном в чартере (обычно в половинном размере демереджа). При отсутствии в чартере условия об уплате диспача возмещение дополнительных расходов, понесенных грузителями/грузо-получателями в целях досрочной разгрузки судна, согласовывается особо между судовладельцем и стороной, понесшей расходы.
Дни демереджа - Days on demurrage
Дни демереджа - время после истечения указанного в чартере стояночного времени (см. сталийные дни) судна под погрузкой или выгрузкой, при котором грузители (в порту погрузки) или грузополучатели (в порту разгрузки) уплачивают судовладельцам демередж (см.) за простой судна.
Дюйм - Inch
Дюйм - английская мера длины (дюйм=2,54 см).
Дата отгрузки - Date of shipment
Дата отгрузки товара (указанная в контракте).
Дата отгрузки товара, зафиксированная в контракте, имеет существенное значение для сторон, заключивших договор купли-продажи.
При продажах на условиях ФОБ, если тоннаж не подан своевременно и товар не вывезен в сроки, указанные в контракте, товар остается в порту отгрузки на ответственности покупателя и все расходы, связанные с хранением и страхованием невывезенного товара, относятся за счет покупателя.
При продажах на условиях СИФ продавец обязан подготовить товар и обеспечить своевременное фрахтование тоннажа с таким расчетом, чтобы отгрузить товар в сроки, оговоренные в контракте (с учетом льготного времени, если таковое предоставлено). В случае неотгрузки товара в сроки, предусмотренные контрактом, покупатель имеет право аннулировать (расторгнуть) контракт (если невыполнение контракта не связано с форс-мажорными обстоятельствами) и предъявить убытки, возникшие в связи с этим. В скандинавских и советских контрактах при продаже лесных товаров на условиях СИФ говорится: "....Тоннаж должен быть обеспечен продавцами своевременно, однако они не отвечают за какое-либо опоздание в отгрузке, причиненное обстоятельствами, находящимися вне их контроля". Датой отгрузки считается дата коносамента.
Доски для заборов - Fencing slats
Тонкие пиломатериалы для строительства заборов. Производятся в Португалии из сосны средиземноморской (см.).
Доски для внутритрюмной обшивки судна - Cargo battens
Доски шириной 25 см и выше, используемые для обшивки внутренней трюмной части корпуса судна с целью предохранения груза от повреждения в результате соприкосновения с корпусом судна.
Дебет-нота - Debit note
Дебет-нота - извещение, посылаемое одной из находящихся в расчетных отношениях сторон другой стороне о записи в дебет счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создающего право требования этой суммы. Сторона, которой адресована дебет-нота, при отсутствии у нее возражений подтверждает свое согласие посылкой кредит-ноты (см.).
Деннаж - Dunnage
Деннаж - материал, употребляемый на судах в целях защиты товара от повреждения при транспортировке в случаях его соприкосновения с корпусом судна во время качки, также частичного проникновения воды в трюм. В качестве деннажа обычно используются лесоматериалы низшего качества.
Дильсы - Deals
(см. дильсы, баттенсы, бордсы).
Димайз-чартер - Demise charter
Димайз-чартер - договор на фрахтование судна на срок, в течение которого фрахтователь становится фактически владельцем судна. Судно фрахтуется по ставкам за брутто-регистровую тонну за каждый календарный месяц. Фрахтователь имеет право набрать состав команды по своему усмотрению, однако назначение капитана судна и старшего механика производится с согласия судовладельца. Все расходы по содержанию судна и команды относятся за счет фрахтователя. По истечении срока, на который судно было зафрахтовано, последнее должно быть возвращено судовладельцу в таком же хорошем состоянии, в каком оно было зафрахтовано.
Дилены; эндсы - Ends
Эндсы, или дилены - короткие доски; головки; торцы; концы. В пиломатериалах дилены - это доски длиной короче 2,7 м.
а) По шведскому и финскому стандарту длина дилен от 1,8 м до 2,4 м с градацией длин через 0,3 м.
6) По советскому стандарту длина дилен от 1,5 м до 2,4 м с градацией длин через 0,3 м. Сечение дилен то же, что и длинных досок (2,7 м и выше). При продажах пиломатериалов всегда имеются в виду длинные доски, относительно дилен делается особая оговорка (если дилены не продаются отдельной партией).
В контракте на продажу советских пиломатериалов россыпью на условиях СИФ говорится:
"Цены на пиленые и строганые лесоматериалы, если не оговорено иначе, устанавливаются за длины 2,7 м и выше, при обычной браковке продавцов, причем за получающиеся дилены 1,5-2,4 м берется 2/3 цены. В тех случаях, когда такие дилены составляют свыше 4% общего количества по контракту, этот излишек, если он предусмотрен контрактом, берется по 2/3 цены ФОБ плюс полный фрахт, согласно чартер-партии или коносаменту. Такие дилены должны рассматриваться как включенные в поименованные количества, но не должны приниматься во внимание при определении средней длины". При продажах пакетированных пиломатериалов в контракт включается следующая оговорка:
"При отгрузках бессортных пиломатериалов и четвертого сорта (дильсы, баттенсы, бордсы) в пакетах одной и нескольких длин продавцы имеют право отгружать до 3% дилен 1,5-2,4 м по полной цене каждого размера. Такие дилены включаются в общее контрактное количество, но должны быть исключены при определении средней длины". В скандинавских контрактах "Юниформ, 1964" и "Альбион, 1964" пункт об отгрузке дилен записан в следующей редакции: "Продавцы имеют право, в случае необходимости грузить по полной стоимости до 3% стоважных дилен 1,8-2,4 м по любому контпактному размеру, кроме тех дилен, которые проданы по отдельным ценам. Такие дилены включаются в общее контрактное количество, но не должны приниматься во внимание при определении средней длины. Делены, отгруженные свыше 3%, инвойсируются по 2/3 цены ФОБ". В некоторых случаях покупатели оговаривают, что в случае отгрузки стоважных дилен свыше 3% все отгруженное количество дилен (в том числе и количество до 3%) будет инвойсироваться по 2/3 цены ФОБ.
Дисконт - Discount
Дисконт: 1. Скидка в виде определенного процента со следуемой с покупателя суммы, предоставляемая покупателю за платеж наличными (см. кредитные условия); 2. Сумма процентов, уплаченная при учете векселей (см.).
Диспаша - Average statement; Average adjustment
Диспаша - расчет убытков по общей аварии (см.) и распределение их между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Диспаша составляется диспашером и вручается заинтересованным сторонам.
Дисконт за платеж наличными - Discount for cash
Дисконт: 1. Скидка в виде определенного процента со следуемой с покупателя суммы, предоставляемая покупателю за платеж наличными (см. кредитные условия); 2. Сумма процентов, уплаченная при учете векселей (см.).
Договор купли-продажи; контракт - Contract
Перепродажа товара, купленного на условиях СИФ или ФОБ, находящегося в пути. Товар может быть перепродан путем передачи огрузочных документов (коносамента, спецификации, инвойса и страхового полиса) посредством индоссамента, сделанного на коносаменте. Для лица, перекупившего товар, последний будет стоить несколько дороже, так как перекупщик платит согласованный процент прибыли импортеру, который заключил первоначальный контракт с продавцом. Все условия первоначально заключенного контракта касательно ответственности сторон остаются в силе.
Договор морской перевозки - Charter party
Чартер-партия; чартер.
Чартер - договор морской перевозки или соглашение, устанавливающее условия, на которых производится перевозка грузов или пассажиров морским путем, а также соглашение, устанавливаюшее условия, на которых торговое судно (тоннаж) предоставляется фрахтовщиком (см.) фрахтователю (см.) на определенный срок для использования судна по назначению, т. е. под перевозку груза или пассажиров. Основное содержание чартера заключается в том, что одна сторона, именуемая фрахтовщиком, или перевозчиком, обязуется перевезти груз, а другая сторона, именуемая фрахтователем, или грузоотправителем, обязуется уплатить за это установленное чартером вознаграждение (фрахт).
При фрахтовании тоннажа под перевозку лесоматериалов из СССР применяется типовая форма советского лесного чартера 1961 г. «Советвуд 1961».

Имеется два основных вида чартера:

1. Тайм-чартер, фрахтование судна на время, т. е. когда тоннаж фрахтуется на определенный период и в течение этого периода находится в распоряжении фрахтователя. Судовладельцам уплачивается фрахт за единицу перевезенного груза в течение периода, на которое тоннаж зафрахтован. Как правило, по тайм-чартеру фрахтуется тоннаж в тех случаях, когда осуществляются массовые перевозки грузов.
При данном виде фрахтования судно может быть направлено фрахтователем (грузоотправителем) в любом направлении, которое он сочтет нужным.
2. Чартер на рейс. Тоннаж фрахтуется на определенный рейс между двумя определенными портами. Ставки фрахта при фрахтовании на рейс определяются двумя способами:
а) за единицу перевозимого груза (кубометр, тонна). При перевозке пиломатериалов принимается во внимание композиция груза (одна ставка за дильсы и баттенсы и другая за бордсы), часто берется единая ставка за объявленную композицию груза. В чартере ясно оговаривается, какое количество груза должно быть перевезено;
б) твердая сумма фрахта вне зависимости от того, сколько фактически погружено на судно. Ожидаемая грузовместимость судна объявляется во время переговоров о сумме фрахта.

Чартер содержит следующие основные данные:

а) стороны в договоре - судовладелец и фрахтователь;
б) национальность судна (флаг), регистровый тоннаж, грузовместимость и его состояние на время фрахтования;
в) ожидаемая дата погрузки;
г) описание и количество груза с учетом марджина ±;
д) ставка фрахта и метод его оплаты;
е) нормы погрузки и выгрузки, размер диспача и демереджа;
ж) название порта погрузки и выгрузки;
з) различные условия, защищающие судовладельца от случаев, в которых он не может быть ответственным (война, забастовки, пожар, ледовая обстановка и т. д.).
Фрахтователями являются:
а) при продажах на условиях СИФ - продавец;
б) при продажах на условиях ФОБ - покупатель.
При продажах на условиях СИФ продавец фрахтует тоннаж по поручению покупателя и должен включить в чартер все необходимые условия, обеспечивающие безопасную доставку товара. Если продавец не сделает этого и товар погибнет в пути или будет поврежден во время транспортировки, покупатель может отвергнуть сам факт поставки.
Покупатель также имеет право предъявить убытки продавцу в связи с ненадлежащим заключением чартера (повышенная ставка фрахта по сравнению со ставками, существующими на международном фрахтовом рынке на момент заключения чартер-партии).
Деловая древесина (на корню) - Standing timber
Деловая древесина на корню - растущие деревья, пригодные для производственной переработки (кроме дров). Деловая древесина подразделяется на пиловочное сырье, пропсы, балансы, фанерный кряж и т. д. в зависимости от зоны произрастания, возраста деревьев и их качества.
Доковые, портовые сборы - Dock dues; Port dues (charges)
Доковые, портовые сборы, уплачиваемые портовым властям при заходе судна в покрытие доковых или портовых административных и эксплуатационных расходов. Доковые или портовые сборы оплачиваются, как правило, судовладельцами в порту погрузки, грузополучателями - в порту разгрузки, что оговаривается в чартере и контрактах, в зависимости от условий продажи и фрахтования.
Демередж - Demurrage
Дни демереджа - время после истечения указанного в чартере стояночного времени (см. сталийные дни) судна под погрузкой или выгрузкой, при котором грузители (в порту погрузки) или грузополучатели (в порту разгрузки) уплачивают судовладельцам демередж (см.) за простой судна.
Деливери ордер - Delivery order
Деливери ордер - распоряжение о передаче определенной части перевозимого по коносаменту груза в порту назначения другому лицу. Носит также название долевого коносамента.
Дифферент - Trim
Дифферент - разница между осадкой кормовой и носовой частей судна. Как правило, с точки зрения мореходности судна, предпочтительнее, чтобы судно в погруженном состоянии имело осадку на корму несколько больше, чем на нос, т. е. дифферент на корму
Древесина с наличием червоточин - Wormy timber
Древесина с наличием одного или нескольких видов червоточин (см.).
Дифферент на нос - Down by the head
Дифферент на нос означает, что осадка носовой части судна больше осадки кормовой части. Такое положение нежелательно, так как оно в значительной степени снижает скорость движения судна.
Дифферент на корму - Down by the stern
Дифферент на корму означает, что осадка кормовой части судна превышает осадку носовой части. В большинстве случаев такое положение судна является желательным, так как оно способствует некоторому увеличению скорости движения судна. Однако слишком большая (чрезмерная) осадка кормы может привести к противоположному результату в скорости судна. Когда судно идет в балласте, корма должна быть погружена в воду на 4-5 футов больше носовой части с таким расчетом, чтобы минимум 2/3 гребного винга находились в воде; в противном случае коэффициент использования гребной мощности винта будет незначительным.
Древесное сырье - Raw timber; Raw material
Древесное сырье - древесина, используемая для производственных целей (относится только к сортиментам круглого леса, как сырью).
Дугласова пихта - Douglas fir
Дугласова пихта (Pseudotsuga taxifolia) известна также под названием орезонской сосны, колумбийской сосны, желтой или красной пихты (США) и красной пихты, или красной сосны (Канада); произрастает в северо-западных штатах США (Вашингтоне, Орегоне, Калифорнии) и в Британской Колумбии (Канада), достигает высоты 60-90 м и свыше 2 .м в диаметре на высоте груди. Древесина сравнительно тяжелая, прочная, с несколько грубой текстурой, трудно обрабатываемая, от желтого до красновато-коричневого цвета. Древесина находит применение в строительной промышленности. Брусья крупных размеров по сечению и длине широко применяются в тяжелых конструкциях, в частности, при постройке мостов. Древесина дугласовой пихты служит сырьем в фанерной промышленности, а также идет на шпалы, сваи и т. д.
Древесина твердых пород - Hardwood
Древесина твердых пород. Европейские - дуб, орех, бук, ясень. Африканские - махогани, тик и многие другие.
Древесина твердых пород используется, главным образом, в мебельном производстве и для производства ножевой фанеры. Древесина твердых пород в большинстве случаев продается на вес.
Древесина, покрытая пластиком - Timberplast
Древесина, покрытая пластиком (виниловое покрытие). Данный вид покрытия применяется при производстве наружных строительных деталей (дверных рам, оконных рам и переплетов), для предохранения их от воздействия атмосферных влияний. Высокие сорта древесины для этого вида производства не требуются. Виниловое покрытие не требует какой-либо дополнительной покраски деталей.
Древесина; лес (товар) - Wood timber
Древесина, лес (товар).
Дробление; разбитие партии товара - Splitting
Дробление, раскалывание.
1. Разбивка одной партии товара при отправке на нескольких судах или разбивка какой-то партии товара по разным коносаментам на партии размером менее, чем предусмотрено контрактом для размера коносамента. В последнем случае, если дробление партии на более мелкие коносаменты произведено по просьбе покупателя, то он (покупатель) за дробление уплачивает определенную сумму, которая оговаривается в контракте.
2. Разрыв древесины - продольное расщепление древесины вследствие ступенчатого разрыва древесных клеток волокон.
Делькредере - Del credere
Делькредере - ручательство комиссионера (см. агент) перед комитентом за исполнение договора, заключенного комиссионером с третьим лицом. При отсутствии делькредере комиссионер не отвечает перед комитентом за исполнение третьим лицом заключенного с ним договора. При наличии делькредере комиссионер обязан доставить комитенту все, что ему следует по не исполненному третьим лицом договору. За это ручательство комиссионер получает от комитента особое вознаграждение. Делькредере наиболее распространено при продаже и в меньшей степени при покупках товаров, производимых через комиссионеров. Делькредере широко применяется также в комиссионных операциях банков.
Диагональный наклон волокон - Diagonal grain
Диагональный наклон волокон - наклон, образующийся при перерезании волокон в результате неправильной распиловки прямослойной доски, также при раскрое сильно сбежастых и закамелистых бревен или бревен с ройками, хорошо виден как на пласти, так и на кромках, в зависимости от распила.
Декоративная ножевая фанера (шпон) - Decorative veneers
Декоративная ножевая фанера (шпон).
Применяется для облицовки мебели, древесностружечных и древесноволокнистых плит, а также клееной фанеры. Ножевая фанера производится обычно из древесины ценных пород (ясень, дуб, махогани, тик и др.).
Декоративное покрытие (пластиком) - Patterned coating
Специальное (декоративное, пластиковое и пр.) покрытие. Для придания внешнего вида, прочности, огнестойкости, водостойкости и др. древесину или изделия из древесины (фанера и различного рода плиты) покрывают декоративным шпоном, пластиком, асбестом или пропитанной бумагой в зависимости от назначения. Изделия со специальным покрытием имеют все увеличивающийся спрос как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Действительная полная гибель - Actual total loss
Действительная полная гибель (застрахованного объекта) - судно или груз повреждены в такой степени, что это делает их совершенно непригодными. В этом случае страховщиком выплачивается страхователю полная страховая сумма, на которую был застрахован объект (см. конструктивная полная гибель).
Действительное потребление товара - Actual consumption
Действительное потребление товара (за определенный период).
Дисбурсментский счет - Disbursement account
Дисбурсментский счет - перечень расходов, произведенных агентом судовладельца за счет последнего в связи с пребыванием судна в порту (портовые сборы, обеспечение причала для судна, наем буксиров, лоцмана, организация снабжения судна топливом, материалами, продовольствием, водой и т. п.).
Дисбурсментский счет и прилагаемые к нему оригиналы оправдательных документов заверяются капитаном судна. Судовладелец возмещает агенту понесенные им расходы по обслуживанию судна и уплачивает агентское вознаграждение, размер которого обычно исчисляется в зависимости от тоннажа судна и действующего в данном порту тарифа.
Длинноволокнистая древесина - Long fibred wood
Длинноволокнистая древесина.
Древесностружечные плиты - Chip-boards; Particle boards
Древесностружечные плиты. Свое коммерческое развитие этот вид товара получил в 1946 г. на базе использования отходов производства. Основным сырьем для древесностружечных плит служит стружка, получаемая в строгальном производстве, отходы лесопильного производства (рейки, обапол и обрезки после оторцовки досок и т. д.) и специально рубленная щепа.
Стружка, смешанная с синтетическими клеями, прессуется при высокой температуре и впоследствии доводится до номинальных размеров путем шлифовки. Коммерческие размеры:
толщина в мм: 12, 15, 18, 19, 22
размер в мм: 1220х2000-3000, 1500х3500, 1750х3500, 1830х2750.
Древесностружечные плиты широко применяются в мебельном производстве, в строительстве, радиопромышленности и др. Они обычно дешевле фанеры и столярных плит и могут являться их заменителем. В настоящее время значительное количество древесностружечных плит облагораживается фанерным шпоном и различного вида пластиком.
Древесноволокнистые плиты - Wood fibre boards; Fibre boards
Древесноволокнистые плиты. (см. fibre boards).