Л

Люк - Hatchway
Люк - отверстие на палубе судна, открывающее доступ в трюм.
Лес (как товар), пиломатериалы - Timber
Лес как материал; сырье как товар; пиломатериалы.
Липа - Lime
Липа. Произрастает в Европе, Сев. Америке и Азии. Относится к мягким лиственным породам. Древесина белого цвета с красивой текстурой. Плотность при 15%-ной влажности около 480 кг/м3. Используется для производства карандашей, в мебельном, музыкальном и протезном производстве.
Лоуд - Load
Лоуд - единица учета импортируемых лесных товаров в Великобритании. 1 лоуд= 50 куб. футам =1,460 куб. м. пиломатериалов; 1 лоуд=40 куб. футам =1,133 куб. м. круглого леса. Лоуд в связи с применением в настоящее время таких единиц, как куб. метр, стандарт, куб. фут, английская куб. сажень, постепенно теряет свое значение.
Любых длин - Rendom lengths
Любых длин. Данный термин относится к пакетированным пиломатериалам (см.), когда транспортный пакет сформирован из досок любых (разных) длин, положенных в любом порядке (в отличие от пакетов одной длины или пакетов, сформированных из разных, но последовательных длин).
Лауана - Lauan
Лауана. Произрастает, главным образом, на Филиппинских островах, древесина в значительной части используется в качестве фанерного сырья, настила палуб морских судов, для декоративной отделки помещений, а также для строительных целей.
Лигнин - Lignin
Лигнин - инкрустирующее вещество древесины, благодаря когорому целлюлозная оболочка становится более твердой и упругой.
Лоцман - Pilot
Лоцман - лицо, привлекаемое при проводке судов в опасных или труднопроходимых районах, на подходах к портам, а также в пределах акватории порта. Лоцман должен иметь выданное соответствующими властями свидетельство, подтверждающее наличие у него необходимой квалификации и дающее ему право осуществлять лоцманскую проводку судов в данном районе или порту. За пользование услугами лоцмана взимается определенная плата. В СССР лоцманская проводка судов осуществляется только государственными лоцманами.
Легкий груз - Light cargo
Легкий груз - товар, при принятии которого на борт судна заполняется все грузовое пространство, но ввиду его легкого веса судно все-таки остается не погруженным в воду до его грузовой марки (в противоположность "тяжелому" грузу, при погрузке которого получается обратная картина).
Ложное ядро - False heartwood
Ложное ядро - ненормальная темная окраска внутренней части ствола растущего дерева, напоминающая настоящее ядро, но обычно имеющая неправильную форму. Встречается на безъядровых лиственных породах (бук, береза, орех).
На торцах круглых сортиментов наблюдается, в большинстве случаев, в виде центрального (в форме неправильного круга) участка древесины темно-бурого, серо-бурого и красно-бурого или коричневого цвета, нередко ограниченного более темной каймой.
На продольных разрезах ложное ядро имеет вид широкой полосы одного или нескольких из указанных цветов. Ложное ядро образуется вследствие проникновения в ствол дерева через обломанные сучья воздуха, влаги и грибной инфекции. По механическим свойствам древесина ложного ядра (без наличия признаков гнили) мало уступает нормальной древесине, но отличается некоторой повышенной хрупкостью.
Летний период отгрузки - Summer loading period
Летний период отгрузки - отгрузка в летние месяцы (июнь-август). Понимается, что товар (пиломатериалы), проданный с этим сроком отгрузки, должен быть надлежащим образом выдержанным, т. е. доведен до транспортной влажности (см.).
Лесные площади - Woodlands
Лесные площади - площади (земли), занятые под лесными насаждениями.
Летняя древесина - Summer wood; Autumn wood
Летняя древесина, сформированная в годовом слое (кольце) в период позднего (летне-осеннего) роста дерева. Отличается от весенней древесины (см.) большей плотностью и твердостью; по цвету более темная.
Лущение (при производстве лущеного шпона) - Rotary cutting
Лущение - способ получения беспрерывного шпона (лущеного) из кряжа для производства фанеры клееной (см.).
Лущеный шпон низкого качества - Constructional veneers
Лущеный шпон низкого качества, употребляемый для производства строительной клееной фанеры.
Лицевая пласть доски - Face-side
Лицевая пласть доски, по которой во время сортировки - браковки (см.) определяется пригодность использования пиломатериала, т. е. к какому сорту он может быть отнесен.
Люковая записка - Hatch list
Люковая записка - составляемая судовой администрацией опись грузов, размещенных в каждом трюме, твиндек; или другом грузовом помещении. Люковая записка служит для обеспечения правильной, поконосаментной выгрузки и облегчает нахождение места укладки груза. В люковой записке указываются: номер люка, наименование помещения (трюм, твиндек и т. д.), порт и дата погрузки, место укладки данного груза, номер коносамента, количество мест и их кубатура.
Лумпсум; твердая сумма фрахта - Lump sum freight
Твердая сумма фрахта вне зависимости от того, сколько фактически погружено на судно. Ожидаемая грузовместимость судна объявляется во время переговоров о сумме фрахта. Как правило, все расходы по погрузке и разгрузке товара относятся за счет фрахтователя. Согласованная сумма фрахта уплачивается полностью по прибытии судна в порт разгрузки. В случае, если по прибытии судна в порт назначения будет обнаружено большое расхождение между объявленной грузовместимостью и фактически погруженным количеством товара (значительный недогруз), фрахтователь имеет право потребовать от судовладельцев соответствующих доказательств возникшего недогруза, и в случае виновности судовладельца - предъявить ему претензию на возврат излишне уплаченного фрахта и возмещение понесенных убытков в связи с этим.
Лебедчик - Winchman
Лебедчик - рабочий, управляющий судовым краном или лебедкой при погрузке или разгрузке судна.
Льготные дни - Days of grace; Grace
Льготные дни (при оплате векселя). Данный термин не относится к льготным дням, предусмотренным контрактом при определении даты отгрузки товара.
Линейные суда - Liners
Линейные суда. Суда, совершающие рейсы по расписанию между определенными портами.
На линейных грузовых судах отгрузка товаров, как правило, производится мелкими партиями. На каждую партию выдается отдельный коносамент. Продажа товаров, поставляемых на линейных грузовых судах, в большинстве случаев осуществляется на условиях СИФ. Крупные шведские и финские экспортеры, однако, осуществляют продажу лесных и целлюлозно-бумажных товаров на европейский рынок и в Великобританию на обычных условиях ФОБ с поставкой их на собственных судах, совершающих рейсы между портами погрузки и разгузки по расписанию.
Этот вид торговли приобретает все большее значение, т. к. в этом случае покупатели имеют возможность получать товар в минимально короткие сроки (7-14 дней).
Лапчатый сучок - Branch knot
Лапчатые сучки наблюдаются обычно на пласти пиломатериала в виде двух симметрично расположенных относительно сердцевины и выклинивающихся к ней полос или сильно вытянутых овалов, имеющих общий центр. Отрицательно влияют на прочность сортимента, особенно при изгибе.
Листовые материалы (изделия) из древесины - Wood-based sheet material
Листовые материалы из древесины - материалы, выработанные на базе использования древесины, такие как фанера, столярные, древесностружечные, древесноволокнистые и твердые плиты.
Линейный коносамент - Liner bill of lading
Линейный коносамент - документ, выдаваемый судовладельцем или его агентом грузоотправителю о принятии груза к перевозке на линейном судне. По данному виду коносамента в лесной торговле перевозятся, главным образом, фанера, различного рода плиты, мебель и др. мелкие грузы.
Если товар перевозится на линейном судне, нет необходимости в чартере, т. к. все условия, обычно имеющиеся в чартере, внесены в линейный коносамент. Данный вид коносамента имеет значительно больше всевозможных условий, чем в коносаменте, который выдается на перевозку массовых грузов при наличии чартер-партии. При перевозках на линейных условиях фрахт, как правило, оплачивается заранее, т. е. до того, как груз будет выдан держателю коносамента. В этом случае грузоотправитель, чтобы оградить себя от возможных убытков в случае гибели судна, должен застраховать стоимость товара ФОБ плюс 10% предполагаемой прибыли и полный уплаченный фрахт. В коносаменте указывается:
1. грузоотправитель;
2. название судна;
3. количество мест или вес груза;
4. порт назначения;
5. отметка о том, что фрахт уплачен;
6. дата и место выписки коносамента;
7. количество оригиналов выписанного коносамента;
8. подпись выдавшего коносамент.
Выдача груза по одному оригиналу коносамента автоматически лишает права получения груза по второму.
Линейное судоходство - Liner shipping
Линейное судоходство - перевозка на морских судах грузов и пассажиров по определенным, заранее установленным направлениям (линиям).
Суда, обслуживающие линию, совершают рейсы по расписанию с указанием дней и часов захода в порты, расположенные на линии (срочные линии), или посещают их через определенные промежутки времени (регулярные линии).
Ленточная пила - Band saw
Ленточная пила - пила в форме бесконечной ленты с нанесенными зубьями на одной стороне. Лента приводится в движение при помощи шкивов, на которые она надевается. Иногда для того, чтобы избежать обратного холостого хода тележки при распиловке, на ленту наносят зубья с двух ее сторон, в этом случае при обратной подаче бруса или бревна лента также работает на распил. Немаловажным фактором в лесопилении является вопрос потери древесины (отходы в виде опилок). При распиловке на ленточной пиле вследствие ее меньшей толщины отходов получается значительно меньше. На ленточных пилах можно производить распил бревен диаметром до 1,5 м. В Канаде, например, дугласова пихта, которая имеет большой диаметр, распиливается на ленточных пилах. В Европе, где нет деревьев крупного диаметра (деревьев промышленного значения), ленточные пилы меньшего размера применяются для ,,роспуска" пиломатериалов (например, одна доска толщиной 50 мм распиливается на две доски толщиной 24 мм каждая), а также в тарном и мебельном производстве, где требуется более точная и чистая распиловка. Для массового производства пиломатериалов широкой спецификации распиловка на ленточных пилах является малоэффективной. Для этой цели применяется рамная распиловка (см.).
Лихтеровка - Lighterage
Лихтеровка - погрузка или разгрузка судов с лихтеров (барж) или в лихтера, соответственно.
При фрахтовании судов на приливные порты в чартерах обычно оговаривается:
"в случае, если судно должно разгружаться в месте, где во время прибытия судна недостаточная глубина вследствие отлива, чтобы войти в порт "будучи всегда на плаву", и оно (судно) вынуждено встать на якорь, исчисление сталийного времени начинается через 24 часа после прибытия судна в безопасное место стоянки на якоре для подобных судов и направляющихся в подобное место. В случае лихтеровки, произведенной для того, чтобы судно могло подойти к месту разгрузки, риск и все расходы по лихтеровке, а также портовые сборы в связи с этим относятся за счет грузополучателя. Время, затраченное на проход судна от места стоянки на якоре до места выгрузки, в сталийное время не засчитывается".
Лесопильно-деревообрабатывающая промышленность - Timber industry
Лесопильно-деревообрабатывающая промышленность.
Лесоводство - Forestry
Лесоводство - комплекс работ, связанных с насаждением, возобновлением, чисткой, охраной лесов, таксацией и пр. Заготовка древесины к этому термину не относится.
Лесопиление - Sawmilling
Лесопиление (на лесопильных предприятиях).
Лесопильный завод - Sawmill
Лесопильный завод.
Лиственница сибирская - Larch Siberian
Лиственница сибирская, плотность при 15%-ной влажности - около 700 кг/м3. Древесина лиственницы более смолиста, чем древесина сосны, и поэтому менее подвержена гниению. Цвет сердцевинной части - красновато-коричневый, заболонной - бледно-желтый. Используется как строительный материал в различных отраслях строительной промышленности, в особенности там, где предъявляются повышенные требования к материалу в отношении его сопротивления разрушающему воздействию влаги. Лиственница применяется в судостроении, а также в качестве столбов и брусьев при строительстве мостов, теплиц, при изготовлении пропсов, шпал и для других целей. При использовании в гидротехнических сооружениях древесина лиственницы может с успехом конкурировать с древесиной гринхарт, импортируемой в Европу из таких отдаленных мест, как Суринам и Еайана.
Лесопильная промышленность - Sawmilling industry
Лесопильная промышленность.
Лесоматериалы - Wood goods
Лесоматериалы.